О новых горизонтах науки и подготовке к учебному году

19.08.2021

Изображение материала В преддверии нового учебного года корреспонденты Ивановской газеты побеседовали с ректором Ивановского химико-технологического университета Михаилом Федоровичем Бутманом о том, как будут учиться студенты уже во второй пандемийный год, о новых горизонтах науки и будущем ивановском кампусе

 Урон качеству образования на удаленке очевиден

– Михаил Фёдорович, сейчас всех очень интересует, как начнется учебный год, что будет с заселением в общежития? Министерство поначалу говорило об удаленке для непривитых студентов...

– Действительно, у нас в регионе складывается непростая эпидемическая ситуация. И прежде всего от нее зависит решение, которое будут принимать ректоры. Первоначально министерство рекомендовало, чтобы только те студенты, которые имеют прививку, могли обучаться очно. Но, безусловно, эта идея совершенно не нравится ни одному вузу – урон качеству образования здесь очевиден. Прошлый год показал, что формально мы выполняли все требования и нормативы, проводили промежуточную аттестацию, защиту квалификационных работ. Но все-таки у тех студентов, кто продолжает учиться, мы видим много пробелов в знаниях. Отсутствие прямого общения с педагогом, перевод большой части материала на самостоятельную проработку, общение издалека по монитору – это неэффективный способ получения знаний.

Поэтому мы хотели бы начать обучение 1 сентября в традиционном формате. Всё зависит от рекомендаций Роспотребнадзора.

На федеральном уровне министр заявил, что никакая дискриминация привитых и непривитых студентов по допуску в общежития или учебные корпуса недопустима.

– О каких противоэпидемических мерах можно говорить уже наверняка?

– Мы просим студентов, чтобы при заселении в общежитие они имели справки о вакцинации либо о наличии антител. Результаты ПЦР-теста также в какой-то степени гарантируют, что человек не болеет и не принесет вирус в места массового проживания. В прошлом году мы компенсировали студентам расходы на ПЦР-тесты – была целевая субсидия, в этом пока таких средств министерство не выделило.

– Эти требования касаются и иностранцев?

– Здесь отдельная история. Главная проблема в том, что они и хотели бы привиться, в том числе и за деньги, но у нас в Иванове пока нет мест, где бы это можно было сделать. Это, конечно, парадокс. Хотя в Москве проблема уже решена. Мы этот вопрос подняли на встрече с начальником департамента образования и надеемся, что решение проблемы будет найдено.

Усилена подготовка специалистов пищевой промышленности

– Сколько в этом году в ИГХТУ будет первокурсников?

– У нас очень большой прием, на некоторых направлениях мы даже испытываем определенные сложности. Практически во всех вузах увеличивается число бюджетных мест. Еще пока рано говорить о конкретных цифрах. Практически до последнего часа подачи согласий на зачисление сохраняется неопределенность и для вуза, и для абитуриентов. 

– Расскажите, пожалуйста, о новых направлениях в ИГХТУ?

– В бакалавриате мы ведем прием по 17 направлениям, из них 3 новых, и по 35 профилям, из которых 6 появились впервые. Создать новую образовательную программу – большой труд. Надо иметь и соответствующую материальную базу, и кадры. Наши новые направления – "Мехатроника и робототехника", "Продукты питания животного происхождения" и "Технологии и проектирование текстильных изделий". Причем по последней специализации мы не конфликтуем с Ивановским политехом, потому что эта программа насыщена большим количеством "химии", связанной с технологией отделки и крашения текстильных волокон.

Технология продуктов животного происхождения вместе с направлениями "Биотехнология" и "Продукты питания растительного происхождения" создают хороший фундамент комплексной подготовки специалистов для пищевой промышленности.

На направлении "Информтехнологии" с прошлого года у нас в два раза вырос прием, поступают ребята с высокими баллами ЕГЭ. Для них мы выделили целый корпус, а кафедра информтехнологий самая большая в университете.

– Какое из направлений в ИГХТУ самое востребованное?

– В этом году – "Химия" и "Химическая технология" по ряду профилей, то есть наши брендовые направления. Студенты ИГХТУ – это те, кто увлекается химией, поскольку большинство направлений подготовки связано с этой замечательной наукой.

В кампусе будут технопарки и стадионы

– Есть ли у вуза финансовая возможность ремонтировать общежития?

– У нас целевая субсидия по их капремонту в 12 с лишним миллионов, поэтому летом обновляем как фасады зданий, так и внутренние помещения, а также системы обеспечения пожарной безопасности, водо­ и электроснабжения. Мы активно готовимся к началу нового учебного года.

– Недавно появилась идея создать в Иванове университетский кампус. Что думаете об этом проекте?

– В наши вузы поступают пока преимущественно ребята из Ивановской области, но потенциал по экспорту образования в регионе гораздо выше. Мы могли бы стать крупным научно-образовательным центром в европейской части России, центром притяжения для молодежи из других регионов и стран. Одним из важных посылов к тому, чтобы ситуация изменилась, станет реализация кампусного проекта.

Недавно по приглашению Станислава Воскресенского для обсуждения реализации в нашем городе такого масштабного проекта к нам приезжал министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Кампусный центр подразумевает не только места проживания студентов, но и новые образовательные пространства, технопарки, инжиниринговые, культурные и досуговые центры, спортивные сооружения – то, что востребовано у молодежи. Мы всецело поддерживаем губернатора в его устремлениях и готовы во всём помогать, если попадем в число победителей конкурса. По крайней мере, министр на встрече в ИГХТУ подарил нам такую надежду.

– А что вы показали Валерию Фалькову?

– Во время визита министра в университет у меня была возможность очень кратко познакомить его с вузом – лишь по пути в аудиторию, где была встреча с ректорами. Мы немного задержались у стенда с великими российскими учеными, которые создавали в ИГХТУ известные научные химические школы. И я ему тогда сказал, что важнейшей миссией нашего университета является наука. Безусловно, образование и воспитательная деятельность тоже важны, но всё равно приоритет мы отдаем именно исследованиям и добились в этом достаточно значимых результатов.

Те научные школы, которые сложились в ИГХТУ, имеют не только российскую, но и международную известность. Мы – один из лидирующих вузов в стране по количеству и качеству публикаций в расчете на одного преподавателя. Издаем шесть журналов, три из которых входят в международные базы цитирования.

Много наших преподавателей и научных сотрудников получают гранты. Только этим летом они выиграли четыре крупных гранта – около 50 миллионов рублей на три года. В этом году мы победили в министерском конкурсе грантов по оснащению нашего центра коллективного пользования. А это 75 миллионов на приобретение новых современных приборов!

Если говорить о ключевых направлениях в науке, среди них на первое место можно поставить химию живых организмов, медицинскую химию, фармацевтическую. Здесь труды наших ученых наиболее известны. И, соответственно, химия новых материалов. Это и наноматериалы, и разнообразные материалы функционального назначения.

Среди партнеров – "Еврохим" и "Фосагро"

– Михаил Фёдорович, вы до сих пор преподаете в вузе? Или ведете только административную деятельность?

– Преподаю и считаю, что это совершенно необходимо. Конечно, моя педагогическая нагрузка сейчас не очень большая: читаю лекции магистрантам и руковожу магистерской программой (заведую кафедрой технологии керамики и наноматериалов). Занимаюсь со студентами научной работой, связанной с получением различных видов технической керамики и модифицированных глин: эффективных сорбентов и катализаторов. Эти материалы применяются для решения экологических проблем, связанных, например, с удалением токсичных веществ, тяжелых металлов, с разложением красителей в водных средах.

– Что вы можете сказать о нынешних студентах? Отличаются ли они от предыдущих поколений?

– Сравнивать здесь, на мой взгляд, не вполне корректно. Я исхожу из тезиса, что каждое последующее поколение лучше предыдущего. Думаю, что процентов десять студентов, которые очень увлечены и учебой, и наукой, которые хотели бы себя в дальнейшем видеть в качестве преподавателя, – вот эта категория не меняется. Только у этих ребят сейчас гораздо больше возможностей, чем, скажем, 10–15 лет назад. Вот этому можно позавидовать предыдущим поколениям студентов.

При желании студент может поехать на стажировку, например, в европейский университет. Если он работает в группе известного ученого, то ему платят хорошие деньги с научных грантов. Это здорово, что в нашем университете у студентов есть возможность подрабатывать не в "Макдоналдсе", а в научной лаборатории, и иметь неплохой доход. По моим наблюдениям, ребят, которые хотели бы связать себя с наукой, стало больше.

– А каковы перспективы трудоустройства после окончания ИГХТУ?

– Сейчас больше тех, кто хочет работать по специальности, и вуз сполна обеспечивает выпускникам такую возможность: у нас на данный момент уже 250 промышленных партнеров. Это крупнейшие химические холдинги и компании, например, "Еврохим", "Уралхим", "Фосагро". Большинство предлагают работу в центральной России. В Московской области очень большое количество предприятий, где трудятся наши выпускники.

Узбеки учатся по системе "два плюс два"

– Пользуется ли популярностью вуз у иностранных студентов?

– Сейчас у нас обучаются студенты из 20 государств трех континентов. И доля иностранцев растет (в этом году – около 10% от общего числа). У нас развивается интересный формат сотрудничества с Узбекистаном, учим их по системе "два плюс два": два года они обучаются у себя на родине, совершенствуют язык, в том числе и с помощью наших преподавателей. И потом два года мы уже доучиваем их профессии на базе ИГХТУ.

– Какие качества студента важны для успеха?

– Часто вижу, что студенты, иногда спорящие с преподавателями, задающие неудобные вопросы, немного даже разгильдяи, потом "выстреливают" на производстве, становятся руководителями. С другой стороны, я очень ценю в студентах дисциплинированность и ответственность. Особенно это важно в науке, где необходимо систематическое познание, важно быть аккуратным в научных поисках.

– Что бы вы пожелали своим студентам перед новым учебным годом?

– Они должны довериться университету, преподавателям. Их готовят настоящие профессионалы. Если студент приходит с таким настроем и верит, что всё, чему его пытаются здесь научить, очень важно и будет востребовано, тогда придет успех.

Беседовала Ирина БЕРЕГОВА

Источник ]]>http://ivgazeta.ru/read/34112]]>